На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

100 Дорог

35 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вовладар Даров
    А кому то это интересно?)))Стало известно, г...
  • Вячеслав Кудрявцев
    ну гад буду за счет  таланта вылезла!Российская актрис...
  • Влдимир
    Ну и чё!?? Если есть что показать Насте, то пусть и показывает. Что за пуританство, ведь все мы люди не зависимо от п...Анастасия Волочко...

Ближе к природе: экотуризм как способ поднять экономику регионов

Рюкзак на плечи – и вперед – в лес, в горы, в дикие места! Таков привычный нам облик туриста. Но сегодня экотурист тоже меняется: запросы выше. При этом в последние годы популярность экотуризма активно растет. Как отмечают представители туриндустрии, все выше спрос на познавательный, видовой туризм, а также стали модными фототуры – люди стремятся попасть в самые интересные, яркие, заповедные места, увидеть уникальную природу своими глазами и запечатлеть ее. По статистике, экологический туризм дает мировой экономике примерно $1 млрд в день! Причем проблемы экологии даже подстегивают интерес туристов к природе, многие хотят успеть увидеть еще «живые», дикие места, не уничтоженные антропогенными факторами. При этом экотуризм становится во многих странах драйвером развития экономики: «экономика впечатлений» рулит. Статистика говорит, что этот сектор туризма дает на рынке до 10–15% ежегодного прироста. Всемирный фонд дикой природы (WWF) отмечает, что туризм дает 10% мирового ВВП, при этом экологический туризм занимает в этом сегменте 25%.

@zaurkaramyzov_photo

Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», стартовавший в России, призван использовать эти возможности развития туризма в ценных природных зонах страны и поднять тем самым не только уровень внутреннего туризма, но и экономику. При этом глава Ростуризма Зарина Догузова считает важным применение нового подхода, который раньше не применялся. Это создание туристических мастер-планов целых территорий, а не отдельных кластеров. «Мы смотрим на страну с точки зрения туризма как на единое целое — туристу не важно, где начинаются и где заканчиваются границы субъектов, поэтому наш подход предусматривает экстерриториальность и межрегиональность, - отмечает Зарина Догузова. - Мы подготовим туристический мастер-план всей России, впервые в современной истории спланируем ее туристическое пространственное развитие».  И уже выделено 12 макротерриторий, которые должны стать «туристическим каркасом страны».

Сегодня даже ведущие бренды выбирают экотуризм как новый формат отдыха, причем это соответствует и современной тенденции- перехода бизнеса на рельсы политики ESG-развития, соблюдения принципов устойчивого развития. И это не только правильная переработка отходов, разумное потребление, но и защита окружающей среды – это работает на реноме компаний. То есть даже корпоративные выезды сегодня компании планируют в экологические места, где не только создана развитая достойная инфраструктура, но и обеспечены экологически чистые условия отдыха, а также есть природные красоты, которыми будет приятно полюбоваться, переключившись с деловых забот на релакс на отдыхе. Вот почему сегодня на пике развития оказались парки-отели, глэмпинги, варианты отелей и коттеджей на уникальных природных территориях, в заповедных местах.

Ну а сам турбизнес, как и регионы, может на этом прекрасно зарабатывать. Власти вложат в реализацию туристического нацпроекта более 600 млрд рублей, а еще привлекут 2,5 трлн рублей частных инвестиций. Это выгодно. В WWF подсчитали, что, например, в Канаде только прямые налоговые отчисления от экотуристической деятельности составляют $1,7 млрд, а это в пять раз превышает расходы государства на охрану природы. В США модель развития экотуризма напоминает развитие градообразующих предприятий: вокруг заповедника или национального парка появляются туристические объекты, и это развивает целый регион.

@zaurkaramyzov_photo

Вкладываться есть куда. Важно продумать, как сделать так, чтобы вложенные государством в реализацию этого нацпроекта средства не пропали зря, а еще и окупились. Есть регионы, где эти деньги отобьются, а есть рискованные регионы с точки зрения развития туризма, считает Дмитрий Давыденко, председатель Всероссийского объединения туристов, председатель Общественного совета при Ростуризме. «Да, сейчас границы закрыты, поэтому люди едут в российские регионы активно. Но будет ли так, когда границы откроют? Успешны те регионы, куда люди сами постоянно едут. Это, в первую очередь, Москва, Санкт-Петербург, Московская область, различные круглогодичные курорты, или, например, такие места, как Казань, Кавказские минеральные воды, - рассуждает эксперт. – А есть регионы, где это может не сработать. Скажем, в Сочи уже готова вся инфраструктура, думаю, этот город можно назвать летней столицей России, но зимой тут спад. В Красной Поляне ситуация лучше, там летом спад, зимой активное заполнение.  В Геленджике, Анапе ситуация еще хуже. В городах побережья Черного моря надо строить очистные сооружения, вводить новые электростанции, развивать инфраструктуру гостеприимства, то есть нужна комплексная застройка региона. То же самое в Крыму».

@olga_100dorog.ru

Гендиректор корпорации «Туризм. РФ» Сергей Суханов, кстати, не совсем согласен с таким мнением о возможностях Сочи, считая эту территорию очень перспективной: «Мы начинали развивать Сочи как горно-климатический курорт как раз с учетом того, чтобы раскрыть его нереализованный потенциал. Раньше город принимал только пляжных туристов, а вот зимние направления были совсем не развиты. Мы внимательно и подробно подошли к этому вопросу. В итоге был создан круглогодичный курорт. Мы будем использовать комплексный подход при планировании и других туристических территорий страны. В каждом случае будем учитывать индивидуальные особенности регионов и направление туризма, который там будет развиваться».

Сергей Суханов называет основные регионы, куда сейчас будут брошены силы нацпроекта. Это Краснодарский, Камчатский, Алтайский, Приморский край, республика Адыгея, Алтай, Бурятия и Карелия, Сахалин, а еще Калининградская, Свердловская, Мурманская, Иркутская, Новгородская, Тульская и Кемеровская области. Кстати, глава корпорации «Туризм.РФ» также замечает, что развитие туризма поможет и поднимать разные секторы экономики на местах. Скажем, на Камчатке появится крупный туристический кластер «Парк Три вулкана», здесь задумано расширять инфраструктуру края, и на Камчатке в природных местах появятся не только пешеходные дорожки и экологические трассы для туристов. Будут решаться и другие вопросы. Скажем, сейчас попасть в Долину гейзеров очень сложно и дорого, для этого нужен вертолет. Поэтому стоит задача и развивать здесь малую авиацию, говорит Суханов.

 @zaurkaramyzov_photo

«Экологический туризм – хорошее направление для развития, но его надо еще и грамотно продавать. Можно построить хороший туристический комплекс, но туда будет не добраться. Это касается и наших отдаленных мест в России. Есть заповедник, заказник, природная территория, где развивают экотуризм,  - но как туда попасть? Надо дороги проводить, инфраструктуру делать. Это специфическая история. Но для страны это важно», - убежден Дмитрий Давыденко.
Еще один важный момент – сохранение экологической чистоты тех территорий, куда будут заходить новые туристические проекты или где будут поднимать уже существующий туризм. А проблемы с экологией есть во многих регионах.
Вредные производства до сих пор действуют в Свердловской и Ленинградской областях, Московская область, хотя и перспективная с точки зрения организации отдыха, тоже страдает, в том числе от захоронений мусора и обилия выбросов от предприятий энергетики.

Урал, еще один из перспективных регионов развития внутреннего туризма, тоже не может похвастаться чистотой. Например, в Оренбургской области реки и местные подземные воды загрязнены нефтепродуктами, фенолами, металлами – вот так сказывается соседство с индустриальными предприятиями, в частности, вред наносят Южноуральская горноперерабатывающая компания, Медногорский медно-серный комбинат, газоперерабатывающий и гелиевый заводы.
Камчатка, о которой упоминает Сергей Суханов и которую власти вообще выделяют как одну из жемчужин российского туризма, тоже страдает – от последствий горнорудных работ. Местные золотодобывающие компании загрязняют грунт и воды: ядовитые отходы, насыщенные в том числе цианидами, сливаются в местные реки, очистные сооружения или старые и не справляются, или просто не подготовлены. Одна из таких компаний – «Тревожное зарево» (ТСГ «Асача»), работающая на Асачинском месторождении. Даже многолетние судебные штрафы за нарушения природоохранного законодательства не останавливают эту организацию. Экологи, туристы да и турбизнес и власти тревожатся: ТСГ «Асача» заинтересовано в разработке нового Родникового месторождения (пока тут идет разведка), а Родниковое соседствует с территорией будущего туркластера «Парк три вулкана». Если и здесь будет убита природа, нерестовые реки превратятся в мутные потоки, из лесов уйдут животные, то что увидит турист, и чем край будет привлекать гостей?

@zaurkaramyzov_photo

Эксперты туристической отрасли соглашаются с экологами и геологами: нужно ставить жесткий заслон вредным производствам, иначе это отпугнет не только самих отдыхающих (которые просто не поедут в грязные места, а значит – не оставят там денег), но и бизнес, который тоже хочет понимать, а во что он вкладывается и что получит. Власти Камчатки уже начали активные действия и проверки золотодобытчиков, но правильным решением должно стать лишение лицензий таких компаний-вредителей, не соблюдающих законы.

Кстати, во многих регионах такая борьба с вредом экологии ведется. Причем к этому привлекают и граждан. Скажем, в Республике Алтай любой житель может получить удостоверение общественного инспектора по охране окружающей среды, чтобы помогать пресекать экологические нарушения. В Республике Коми, которая тоже хочет вырваться в перспективные туристические регионы, активно борются со свалками – здесь ликвидировано уже 90 из 200 «серых» полигонов. В Алтайском крае заявляют, что к 2024 году площади «серых» свалок будут рекультивированы.

«Ехать в грязные места – непрестижно. Если только это не волонтерские движения: на предложение поехать на Байкал убирать берега люди набираются. А еще есть туризм в зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, например. То есть любой вариант можно раскрутить и сделать прибыльным бизнесом, это вопрос маркетинга. Но, безусловно, не намеренное или равнодушное загрязнение природных территорий», - считает Сергей Миронов, основатель горнолыжного курорта «Хвалынский» в Саратовской области.

@olga_100dorog.ru

Пока же часто наши природные территории - как вещь в себе. Их никто не видит. Предполагается, что в рамках вложения серьезных средств в развитие внутреннего туризма эти места наконец станут доступны большей туристической аудитории и отдыхать здесь будет и интересно, и безопасно. Какие стоят задачи перед бизнесом и властями с точки зрения развития экотуризма? Здесь есть сразу несколько проблем, которые предстоит решать общими усилиями. И в том числе с точки зрения защиты экологии территорий, а тут самое опасное – антропогенный фактор, а это и вредные производства, и несознательный турист тоже, работать нужно в разных направлениях. «Самый большой производитель вреда – это человек. По факту, практически по всей России в реки сливаются грязные отходы, но очистные сооружения стоят далеко не везде. И еще - наши люди не привыкли к экологическому туризму. А он подразумевает не только не бросать окурки, но и в том числе не включать громкую музыку на природе, не шуметь, я уж не говорю про рубку леса. У нас, наверное, около 2 процентов сознательных туристов, и людей надо воспитывать в этом смысле», - говорит Сергей Миронов.

Владимир Канторович основатель «Клуба Международных Путешествий» Первым вице-президентом Ассоциации Туроператоров России (АТОР), считает, что сегодня экологический туризм – на пике популярности. Но чтобы многокилометровые маршруты стали безопасными, опять же нужна поддержка государства. «Эти моменты нельзя пускать на самотек. Нужно, чтобы была телефонная связь на таких экотропах, нужны рейнджеры, охрана, которые бы обеспечили безопасность туристов – и с точки зрения прохождения маршрута в том числе. Пора привести экологический туризм в цивилизованное русло, - убежден Владимир Канторович. - Это поможет, в том числе, и сберечь природу. Сегодня, чтобы развивался туризм в регионах, нужно сохранять уникальные природные особенности этих мест».
 

Источник: 100 Дорог

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх